Безработица в России находится на рекордно низком уровне. Очевидно, что для развития экономики страны нужны кадры. Согласно опросу, 47% российских предприятий не хватает работников. Чтобы снять напряженность на рынке труда, многие отрасли сейчас активно привлекают трудовых мигрантов. И одно из важных требований к иностранным рабочим — их квалификация. Объясняем, как государство и компании проверяют знания и умения иностранцев.
Особенности НОК для иностранцев
Требования российской системы независимой оценки квалификации (НОК) одинаковы как для граждан РФ, так и для иностранцев, которые хотят работать в нашей стране. Трудовые мигранты могут сдавать профессиональные экзамены без каких-либо ограничений. Причем по ряду квалификаций это возможно не только в России, но и у них на родине.
Как и у нас, за рубежом площадки для НОК организуют российские советы по профессиональным квалификациям. Например, сварщиков тестируют в Китае, Индии, Казахстане, Белоруссии и Турции. В последних двух странах есть площадки и для строителей, и для проектировщиков.
Во всех государствах процедура экзамена едина. Задания, которые получает тестируемый, переведены на язык соответствующей страны. В России же иностранцу, недостаточно хорошо знающему профессиональную лексику, может помогать специалист-переводчик.
«Правила проведения независимой оценки квалификации не требуют обязательного знания русского языка, — поясняет заместитель генерального директора Национального агентства контроля сварки (НАКС) Николай Марков. — Поэтому, если кандидат (в нашем случае сварщик) на экзамене подтверждает заявленный уровень квалификации, он получает свидетельство. Например, китайские сварщики не знают русский. Работодатели из КНР организованно завозят в Россию сотрудников тысячами. Их заселяют в городки рядом со строительным объектом, где они за заборами под охраной трудятся, живут и питаются, не контактируя с внешним миром. Когда специалисты выполняют поставленные задачи, их так же организованно увозят на родину».
Эксперт также подчеркивает, что большинство мигрантов приезжают в Россию исключительно ради заработка, который позволит им построить дом, жениться, обеспечить семью. Через 5–6 лет они возвращаются на родину. По статистике, семьи в нашу страну перевозит лишь малая часть из общего потока иностранцев.
Без трудовых мигрантов не справиться
Сегодня сварщик — самая востребованная рабочая профессия в нашей стране. Все промышленные объекты в мире строятся, реконструируются, модернизируются, ремонтируются на 95% с применением сварки. Да и при возведении гражданских зданий в большинстве случаев для основы используются не дерево и кирпич, а сварные металлические конструкции. В России не хватает десятков тысяч высококвалифицированных сварщиков. При этом безработица в РФ, как мы уже упоминали ранее, находится на рекордно низком уровне, и отечественных специалистов катастрофически не хватает.
За проведение НОК для сварщиков отвечают специалисты российских центров оценки квалификации, наделенных полномочиями отраслевым советом по профессиональным квалификациям, созданным на базе СРО Ассоциация «НАКС». Об организации экзамена для иностранцев они знают лучше всех в России.
«Нам требуется не менее миллиона сварщиков, монтажников, бетонщиков, изолировщиков и других рабочих, чтобы построить в намеченные сроки такие важнейшие и крупнейшие в РФ объекты, как газо- и нефтеперерабатывающие заводы в Усть-Луге в Ленинградской области, в Мурманске, Татарстане, Амурской области, Якутии, на Ямале — все даже трудно перечислить. Многие из них строят иностранные компании из Турции, Сербии, Китая. Это стройки века, сравнимые с БАМом, а у нас для реализации этих проектов недостаточно кадров», — констатирует заместитель генерального директора НАКС Николай Марков.
Когда подобные проекты реализуют зарубежные подрядчики, они, как правило, предпочитают своих рабочих. Так формируется устойчивый поток трудовых мигрантов из определенных стран.
«Раньше те же турецкие компании просто брали и завозили сотрудников к нам, — рассказывает заместитель генерального директора НАКС Александр Чупрак. — Но, чтобы получить допуск к сварке на опасных производственных и особо сложных объектах (например, строить газоперерабатывающий завод), по закону РФ специалисту нужно пройти дополнительную аттестацию. Тех, кто показал неудовлетворительный результат, работодатели могли отправить обратно, а могли, не приняв на работу, попросить "уйти". Первое очень обременительно и дорого, а второе зачастую способствовало росту в РФ преступлений. Чтобы снизить поток неквалифицированных трудовых мигрантов, которые в итоге не смогут работать на объектах, где нужна аттестация, мы организовали в ключевых странах, откуда едут люди, специальные площадки, чтобы кандидаты проходили экзамен там. Когда с 2017 года федеральным законом ввели независимую оценку квалификации, мы стали там же проводить и ее».
Таким образом НОК является своеобразной защитой российской экономики от неквалифицированных зарубежных специалистов. Да и самим компаниям невыгодно платить за оформление миграционных документов людям, которые почти сразу вернутся на родину, так как не получат разрешение на работу или допуск для сварки на определенных объектах.
Как проверяют квалификацию мигрантов
Как и россияне, иностранцы проходят НОК либо самостоятельно, либо по направлению компании-работодателя.
«Организации контактируют с российскими или зарубежными службами занятости, кадровыми агентствами, набирают претендентов, а потом обращаются к нам, чтобы ввезти в Россию тех, кто точно соответствует нужной квалификации, — рассказывает Николай Марков. — Финальная задача — получить для рабочих аттестацию, необходимую для допуска на особо сложные и опасные производственные объекты. Но сначала кандидаты-соискатели проходят более легкую (и недорогую) процедуру независимой оценки квалификации. Это своеобразный "входной билет" для них: покажите, что вы можете в своей специальности. По итогам подтверждается один из трех уровней квалификации сварщика».
Если говорить об иностранцах из ближнего зарубежья, отбор проходят далеко не все. Часто из набранной группы, например, в 30 человек половина сразу же признается, что не сможет выполнить требуемое задание. Они даже не пытаются пройти испытание. Из оставшихся 15 человек лишь около 50–70% успешно сдают экзамен. Для 80–85% из них на этом проверки заканчиваются — они уже могут трудоустроиться сварщиками.
Но 15–20% из этих специалистов работодатели намерены задействовать на опасных производственных объектах, контролируемых Ростехнадзором. А значит, этим людям надо пройти специальную подготовку и получить допуск к сварке устройств из определенных сталей, имеющих заданную конкретную толщину и диаметр. Они должны уметь и иметь право работать со специфическим оборудованием, быть готовы трудиться в непростых условиях, в том числе при низких температурах, с чем никогда не сталкивались большинство азиатских сварщиков. Такое дополнительное обучение и тестирование необходимо сварщикам в судостроении, оборонной, космической, атомной и других областях промышленности.
Важно подчеркнуть, что НОК и аттестация-допуск на опасные производственные объекты совершенно несопоставимы и говорить о «задвоении процедур» некорректно. Пусть в случае сварщиков второй экзамен и проходят менее четверти соискателей, но он является одним из важнейших элементов обеспечения промышленной безопасности нашей страны.
Можно ли обойтись без НОК?
Практически со всеми странами СНГ у России есть договор о взаимном признании документов об образовании. По закону их признают в нашей стране, однако работодатели часто не доверяют им как показателю квалификации. И тому есть веская причина: когда соискателей просят пройти НОК и тем более дополнительную аттестацию, они нередко не способны подтвердить этим свои навыки. Сказываются и более низкие по сравнению с РФ образовательные стандарты, и менее строгие профессиональные экзамены. А часть дипломов и вовсе просто поддельные.
Сведения о том, кто не прошел НОК, остаются в общей базе. Если у человека была очевидно неудачная попытка за границей, а через месяц он предпримет еще одну уже в России, к нему будет повышенное внимание. Если центры оценки квалификации оформляют свидетельства тем, кто их не заслуживает, их лишают права проводить экзамен. Бороться за объективность результатов НОК помогают и системы видеонаблюдения и фотофиксации. Они есть на каждой площадке.
В исключительных случаях в России могут признать и результаты зарубежных профессиональных экзаменов. Наша комиссия доверяет международным сертификатам с высоким статусом. Для этого проводят специальную экспертизу, которая доказывает, что задания и требования международной организации соответствуют российским. Тогда документ, полученный за рубежом, признают равнозначным отечественному свидетельству о квалификации.
Откуда в Россию едут квалифицированные трудовые мигранты
Среди сварщиков, которые проходят НОК, почти 25% — иностранцы. В строительной отрасли их пока всего около 1%, но аналитики прогнозируют, что эта цифра будет расти, так как с сентября 2022 года для многих руководящих должностей НОК стала обязательной. Главного архитектора или инженера, будь то иностранец или россиянин, без нее к работе попросту не допустят.
Основной поток квалифицированных трудовых мигрантов идет именно из тех стран, где уже работают площадки для проведения профессиональных экзаменов: Индии, Китая, Турции, Белоруссии, Казахстана.
«Естественно, этот список не отражает все многообразие стран, откуда люди могут приезжать к нам. Но, в принципе, география мест проведения профессиональных экзаменов, независимой оценки квалификации по мере роста востребованности этих процедур за рубежом расширяется. Никаких нормативных барьеров для открытия новых точек нет, но нет и планов покрыть ими все страны, с которыми мы взаимодействуем», — отмечает заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович.
Решение развивать в своем государстве сеть российских центров проведения НОК в первую очередь принимают местные власти. В некоторых странах считают, что иногда проще направить людей в РФ, чтобы они прошли оценку квалификации уже после пересечения границы. Где-то поток желающих слишком маленький, и организовывать площадку нерентабельно, а кому-то не хватает финансирования. По этой причине, например, пока не работают площадки для тестирования сварщиков в Узбекистане.
Российское Национальное агентство развития квалификаций сейчас обсуждает с экономической комиссией ЕАЭС варианты, как сделать прохождение профессиональных экзаменов для мигрантов более удобным. Речь идет не только о создании новых площадок для тестирования. Эксперты планируют разработать единые межгосударственные стандарты квалификации и принципы ее оценки. Это позволит в будущем признавать в России иностранные документы, подтверждающие знания и навыки.
Об основных принципах проведения независимой оценки квалификации, ее важности и преимуществах мы подробнее рассказали в отдельном материале.