Наша страна уже почти 10 лет живет в условиях санкций. Однако это отнюдь не мешает России развиваться – наоборот, где-то даже помогает. Государство, бизнес и общество еще больше сплотились, страна обратила более пристальное внимание на импортозамещение и достижение технологического суверенитета.
При этом, как оказалось, фундамент для снижения нашей зависимости от импорта был заложен уже давно. На это обратили внимание авторы аналитического доклада «Импортозамещение в России: вчера и завтра», который представили 15 февраля на пресс-конференции в Москве. Портал объясняем.рф собрал ключевые тезисы экспертов и восстановил хронологию организации импортозамещения в России до 2022 года.
Международная история
Прежде всего, необходимо понимать, что вопреки расхожему мнению, импортозамещение – это отнюдь не российское изобретение. В разные периоды XX и XXI веков свою зависимость от импорта системно снижали ведущие экономики мира. Например, так поступали США, Франция, Китай, Бразилия и Аргентина. В условиях санкций этот процесс запустили, например, в Иране и Венесуэле.
Но что представляет собой импортозамещение? Оно предполагает полный отказ от ввоза товаров в страну и производство всего внутри страны?
Нет, это процесс более сложный. Как объяснил директор по экономической политике НИУ ВШЭ Юрий Симачев, импортозамещение – это базовые направления структурной промышленной политики. Цель ее очень проста: вместо импорта товаров и услуг организовать собственное производство. Тогда в стране возникают квалифицированные рабочие места, бюджетные доходы увеличиваются за счет налогов, а возможности для экспорта расширяются.
«Цель не в том, чтобы совсем отказаться от всего импорта, а в том, чтобы достичь позитивных структурных эффектов. Научиться самим выпускать сложные товары, диверсифицировать экономику, расширить технологические компетенции. Сам импорт – это не плохо, опасения вызывает ситуация импортозависимости, когда вы не можете от него отказаться из-за отсутствия альтернатив. В последнее десятилетие импортозамещение все больше ориентируется на интересы людей», – отметил он.
При этом, по большому счету, существуют всего две модели импортозамещения. На это обратил внимание заместитель директора центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Михаил Кузык. Он отметил, что первую можно назвать открытой, она в большой мере ориентируется на экспорт. Такую модель использовали в странах Юго-Восточной и Южной Азии, а самый яркий пример ее реализации показали так называемые азиатские тигры (Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань). Более закрытая модель предполагает, что импортозамещение опирается в основном на внутренний рынок, то есть производятся товары и услуги взамен импортных для жителей своей страны. По этому пути шли практически все остальные государства, в частности, в Латинской Америке.
«Если посмотреть на реализацию этих моделей в длинной перспективе, мы увидим, что к успеху ведет только первая, открытая – с опорой на экспорт. Именно он выступает явным и окончательным мерилом международной конкурентоспособности бизнеса и предлагаемой продукции. Кроме того, в некоторых случаях даже такого большого внутреннего рынка, как в России, недостаточно для того, чтобы сделать производство экономически эффективным. К тому же сами компании-экспортеры более гибкие и адаптивные», – заявил Кузык.
В связи с этим эксперт подчеркнул, что для развития экономики нам лучше придерживаться первой модели и усиливать экспортные позиции.
Поступательное развитие
База для российского импортозамещения, как ни странно, была заложена еще во время Советского Союза. Его экономика в принципе ориентировалась больше на внутреннее производство. После распада СССР это направление развития вовсе не забылось, а лишь приостановилось на турбулентный период 1990-х. По словам Юрия Симачева, импортозамещение стало развиваться в современной России не в 2022-м, и даже не в 2014 году, а еще в начале нулевых.
«Тогда оно было ориентировано на привлечение иностранных инвестиций, использование зарубежных технологий, интеграцию в глобальные цепочки создания стоимости. Это касалось таких секторов как авиа- и автомобилестроение, фармацевтика. В 2005 году вышло первое постановление правительства по промышленной сборке, в котором были заложены основы локализации – требования к ней были на уровне 30%, однако уже в 2010-м этот показатель увеличили до 60%. Некоторые компании достигли в этом вопросе значительных успехов», – отметил директор по экономической политике НИУ ВШЭ
После финансового кризиса 2008 года началась новая глобальная волна импортозамещения. Все это сопровождалось усилением неопределенности в мировой экономике, конфликтности в глобальной торговле и развитием торговых войн. «В принципе, еще в 2009 году мы стали ощущать неформальные ограничения на внешнем рынке по получению действительно сложных технологий. Некоторые российские компании стали заметными игроками в этих секторах, а наше государство тогда стало ориентироваться на развитие технологических компетенций», – рассказал Симачев.
В 2014 году Россия столкнулась с первыми санкциями, ответом на которые стали планы импортозамещения по отраслям. Но не только. Правительство создало Фонд развития промышленности (ФРП), который стал базовым инструментом модернизации промышленных компаний. Примерно тогда же кабмин начал закладывать основы для опережающего импортозамещения. В конце 2013 года создали Российский научный фонд, в декабре 2014-го запустили Национальную технологическую инициативу (НТИ).
Всего же авторы аналитического доклада выделяют четыре стадии политики импортозамещения в нашей стране:
-
использование зарубежных технологий и встраивание в глобальные цепочки (2004-2008 годы);
-
технологическая модернизация и расширение локализации производств (2009-2013 годы);
-
ускоренное развитие собственных научно-технологических компетенций (2014-2021 годы),
-
снижение импортозависимости в стратегических сферах и восполнение недостающих элементов в цепочках (с 2022 года).
В целом с начала XXI века наша страна стала гораздо меньше зависеть от импорта. Так, уровень зависимости российской промышленности от зарубежных поставок снизился с 49% в 1999 году до 39% в 2018-м. Это существенно ниже, чем у других стран, в том числе развитых, близких к нам по уровню дохода на душу населения. К примеру, вдвое меньше, чем у Словакии, Словении и Венгрии, в 1,5 раза ниже, чем у Канады и Австралии, и сопоставимо с уровнем зависимости от импорта США и Индии.
«В этот период (1999-2018 годы) мы активно меняли структуру импорта. Если ранее большинство поставок шло в Россию из недружественных стран, то постепенно мы начинали закупать все больше товаров у дружественных государств, прежде всего, Китая и стран Юго-Восточной Азии. По большинству отраслей шел процесс снижения импорта: начинался с финальной продукции и постепенно погружался на уровень компонентов и материалов», – отметил эксперт.
Переформатирование системы
Своего рода перелом случился именно в 2014 году. Тогда заканчивались некоторые большие федеральные проекты, например, федеральная целевая программа по дизелестроению. Тогда Минпромторг России переформатировал систему государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Задание на них стали выдавать не только для создания образца техники, а с обязательством запуска серийного производства. Это позволило изменить многое буквально за год, поделился своим мнением первый заместитель генерального директора компании «Трансмашхолдинг», экс-замглавы Минпромторга России Александр Морозов.
Следующим логическим шагом, по его словам, стало создание Фонда развития промышленности, который под льготную ставку, с возвратом денег, позволял получить финансирование под создание производства для серийного производства уже разработанных в ходе НИОКР изделий. А далее стали развивать экспорт, рассматривая его как показатель качества продукта. Появились Российский экспортный центр и Росэксимбанк, которые и сейчас активно помогают отечественным компаниям выходить на международные рынки.
Именно эти шаги, по словам экспертов, позволили российской экономики устоять в условиях беспрецедентных санкций в 2022 году. И не просто устоять, но и продолжить свое экономическое развитие.