Привлечь малых и средних
Необходимо расширять несырьевой и неэнергетический экспорт в дружественные страны — об этом на селекторном совещании по вопросам реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» с главами регионов напомнил первый вице-премьер Андрей Белоусов. Он подчеркнул, что расширение экспортных операций необходимо для успешного развития российской экономики.Андрей Белоусов отметил: «До недавнего времени политика по поддержке несырьевого неэнергетического экспорта выстраивалась в основном по отношению к крупнейшим компаниям и корпорациям, которые составляли каркас экспортного потенциала России. Однако сегодня решить задачу разворота нашего экспортного потенциала на Восток, Юго-Восток и Юг невозможно без вовлечения в этот процесс средних компаний и малого бизнеса».
Перед региональными властями поставили задачу активно развивать внешнеторговые связи своего региона, всеми возможными способами продвигать локальные бренды, повышать профессиональный уровень региональных управленцев, которые налаживают связи с зарубежными партнерами, развивать местные бренды, помогать малому бизнесу с выходом на внешний рынок и продвигать федеральные меры поддержки среди экспортеров.
Поддержка дебютантов
Помощь в покорении зарубежных рынков производители из регионов получают по нескольким каналам. Один из самых эффективных — портал Российского экспортного центра «Школа экспорта РЭЦ», который объединяет ресурсы как для начинающих, так и для опытных экспортеров.«Школа экспорта РЭЦ» — отличный инструмент для владельцев малых и средних предприятий, которые хотят выйти на зарубежные рынки. Курс обучения можно пройти онлайн или офлайн. В программе для начинающих экспортеров — особенности налогообложения экспортных операций, таможенное регулирование экспорта, документооборот, логистика и другие аспекты внешнеэкономической деятельности. Обучение ведут эксперты в области международной торговли и права.
Платформа РЭЦ также предоставляет предпринимателям возможность выставить свою продукцию на экспортном маркетплейсе. На портале даны максимально подробные пошаговые инструкции о том, как выйти на международный рынок. Можно пройти серию обучающих вебинаров, получить бесплатную консультацию эксперта или изучить справочник по внешнеторговым барьерам.
Предприниматели могут также получить компенсацию части или всех затрат по выводу своей продукции за рубеж. Документы на финансирование легко подать через экосистему «Мой экспорт» в личном кабинете пользователя. Компаниям компенсируют до 33% расходов на транспортировку сельхозпродукции, а также затраты на участие в выставках, при этом малым и средним предприятиям готовы возместить до 80% таких затрат.
Получить платную консультацию «местного» эксперта одного из региональных Центров поддержки экспорта можно на маркетплейсе «Профессионалы экспорта». В том, чтобы продвигать «своих» предпринимателей, заинтересованы все главы регионов. В работе они ориентируются на основной документ экспортера — «Региональный экспортный стандарт 2:0», принятый в сентябре 2022 года. В нем учтены все федеральные меры поддержки и возможности продвижения на зарубежных рынках.
Карта возможностей
Представление о возможных партнерах и правилах работы на рынках разных стран дает «Тепловая карта мирового импорта», подготовленная специалистами Российского экспортного центра с учетом новых реалий. В ней страны, с которыми налажены или возможны в перспективе торговые отношения, поделены на группы. В первую входят растущие рынки Казахстана, Узбекистана, Азербайджана и Беларуси.Во второй группе — государства, где есть перспектива роста рынка и освоения новых сфер деятельности. Это Китай, Индия, Вьетнам, Турция, Египет, Алжир и Иран.
В третью включены большие рынки Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии, где российский экспорт пока незначителен. Здесь перечислены 15 стран, включая Мексику, Бразилию, ЮАР, Индонезию и Таиланд.
В четвертой группе небольшие страны, имеющие потенциал для расширения поставок некоторых российских товаров. Это, например, Сербия, Марокко и Кения.
Единые стандарты работы с потенциальными участниками внешнеторговой деятельности облегчают задачу главам регионов и дают больше возможностей налаживать прямые торговые связи с дружественными странами.
Своим опытом применения регионального экспортного стандарта на совещании с первым вице-премьером поделился, в частности, глава Башкортостана Андрей Назаров. «Мы формируем сеть представителей республики за рубежом в составе торгпредств России. Они работают в Белоруссии, Турции, Казахстане, Узбекистане и Китае. В ближайшее время будут охвачены Иран и Объединенные Арабские Эмираты. Главная задача — увеличение экспорта и привлечение прямых иностранных инвестиций. У нас реализуются совместные с иностранными инвесторами проекты почти на 9,5 млрд рублей», — сообщил он.
Измерять, насколько успешно применяют экспортный стандарт и реализуют внешнеторговые возможности в каждом из регионов, планируется на федеральном уровне. В оценке будут участвовать деловые объединения и Агентство стратегических инициатив.