Правительство утвердило план проведения Десятилетия науки и технологий. Главные задачи заложенных в план проектов: заинтересовать наукой школьников и рассказать о достижениях наших ученых всем россиянам.
Будет школьникам наука
Получить представление о том, чем хороша научная карьера, старшеклассники и студенты смогут вместе с родителями. Инициатива «Наука рядом» предполагает открытые уроки, семейные экскурсии по лабораториям университетов, встречи с молодыми исследователями, которые расскажут о своих изобретениях и учителях. Еще одна инициатива предложит школьникам выверенные форматы проектной деятельности и научно-технического творчества. Ожидается, что в итоге заметно вырастет количество выпускников школ, выбравших для сдачи ЕГЭ естественно-научные предметы и получивших по ним оценку не ниже 75 баллов.
Уже существующие успешные способы выявления талантливых школьников и студентов будут масштабированы на всю страну благодаря инициативе «Наука побеждать». В ней заняты Российский совет олимпиад школьников, Фонд «Талант и успех», АНО «Россия — страна возможностей», МГУ имени М. В. Ломоносова. В качестве примера можно привести конкурс «Юные техники и изобретатели», который с 2013 года реализует Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР).
«Мы получаем практические задачи от предприятий, например, на создание продуктов для "умного дома", и даем их школьникам для решения, — отмечает председатель Молодежного совета ВОИР Ольга Тарасова. — Победители получают дополнительные баллы к ЕГЭ и могут поступить в ведущие вузы». Таланты здесь сопровождают линейно. «Зачастую, как только ребятам исполняется 18 лет, мы приглашаем их в молодёжный совет, проводим для них встречи с венчурными инвесторами и ведём их к реализации проекта, — поясняет эксперт. — Для кого-то это карьерная траектория, а кто-то может создать новый технологичный бизнес».
Также в плане значится проект «Научные детские площадки», по итогам которого появится сеть точек развивающего досуга для дошкольников и младшеклассников, а также их родителей. Отдых будет сопровождаться интерактивной навигацией по научно-популярным и образовательным ресурсам региона. Ребята смогут познакомиться с базовыми научными принципами, а их мамы и папы — опять же, с возможностями, которые открывает карьера исследователя.
Исследователи-добровольцы
А вот проект «Научное волонтерство» рассчитан на любой возраст. Подразумевается, что к исследовательскому проекту может подключиться любой желающий без профильного образования, например, программист. Он может помогать ученым оцифровывать базы данных или анализировать информацию, полученную со спутниковых снимков. Пенсионеры, к примеру, будут составлять для орнитологов карту мест в парках, где слышали пение соловьев. К 2025 году таким образом планируется задействовать порядка 105 тысяч волонтеров. Им достанутся не только новые навыки и знания, но и поощрения в виде учета волонтерских часов.
Реализация этой инициативы уже началась: на днях ВОИР, выступающее одним из ее операторов, совместно с РУДН на портале SCIENCE-ID открыло прием заявок от ученых, предпринимателей и потенциальных волонтеров на проект «Интегральный кампус вуза»: он позволяет рассчитать «зелёный индекс» университета и получить рекомендации по улучшению экологической обстановки. Вскоре все сервисы и инструменты платформ для профессионального научно-технического сообщества будут интегрированы в домен «Наука и инновации» на платформе «ГосТех».
Туристы-исследователи
Помимо этого, планом предусмотрена поддержка летних школ для молодых ученых, преподавателей, аспирантов и студентов, а также серия форсайтов, обучающих прогнозировать потребность общества в тех или иных технологиях. В поддержку выступает инициатива «Площадки для взаимодействия науки, бизнеса, государства и общества», название которой точно отражает ее содержание.
Путешествовать по России будет еще интереснее благодаря инициативе «Научно-популярный туризм». В соответствии с ней, в течение трех лет должно быть разработано 100 научно-популярных маршрутов не менее чем в 30 российских регионах. И здесь тоже ведущую роль будут играть университеты.
«На базе крупных вузов проводятся научные изыскания, ведется подготовка научных кадров в аспирантуре, — поясняет заведующая кафедрой туризма и культурного наследия РосНОУ Марина Войт. — Именно вузы оборудованы высокотехнологичными научными лабораториями, которые могут посещать туристы, в отличие от многих НИИ, куда доступ посторонних лиц зачастую запрещен или ограничен, а значит, ограничены возможности для проведения просветительской деятельности. Вуз — это ядро научно-просветительской деятельности. А функция научного туризма как раз и заключается в информировании общества о достижениях науки в наглядной форме».
Будет школьникам наука
Получить представление о том, чем хороша научная карьера, старшеклассники и студенты смогут вместе с родителями. Инициатива «Наука рядом» предполагает открытые уроки, семейные экскурсии по лабораториям университетов, встречи с молодыми исследователями, которые расскажут о своих изобретениях и учителях. Еще одна инициатива предложит школьникам выверенные форматы проектной деятельности и научно-технического творчества. Ожидается, что в итоге заметно вырастет количество выпускников школ, выбравших для сдачи ЕГЭ естественно-научные предметы и получивших по ним оценку не ниже 75 баллов.
Уже существующие успешные способы выявления талантливых школьников и студентов будут масштабированы на всю страну благодаря инициативе «Наука побеждать». В ней заняты Российский совет олимпиад школьников, Фонд «Талант и успех», АНО «Россия — страна возможностей», МГУ имени М. В. Ломоносова. В качестве примера можно привести конкурс «Юные техники и изобретатели», который с 2013 года реализует Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР).
«Мы получаем практические задачи от предприятий, например, на создание продуктов для "умного дома", и даем их школьникам для решения, — отмечает председатель Молодежного совета ВОИР Ольга Тарасова. — Победители получают дополнительные баллы к ЕГЭ и могут поступить в ведущие вузы». Таланты здесь сопровождают линейно. «Зачастую, как только ребятам исполняется 18 лет, мы приглашаем их в молодёжный совет, проводим для них встречи с венчурными инвесторами и ведём их к реализации проекта, — поясняет эксперт. — Для кого-то это карьерная траектория, а кто-то может создать новый технологичный бизнес».
Также в плане значится проект «Научные детские площадки», по итогам которого появится сеть точек развивающего досуга для дошкольников и младшеклассников, а также их родителей. Отдых будет сопровождаться интерактивной навигацией по научно-популярным и образовательным ресурсам региона. Ребята смогут познакомиться с базовыми научными принципами, а их мамы и папы — опять же, с возможностями, которые открывает карьера исследователя.
Исследователи-добровольцы
А вот проект «Научное волонтерство» рассчитан на любой возраст. Подразумевается, что к исследовательскому проекту может подключиться любой желающий без профильного образования, например, программист. Он может помогать ученым оцифровывать базы данных или анализировать информацию, полученную со спутниковых снимков. Пенсионеры, к примеру, будут составлять для орнитологов карту мест в парках, где слышали пение соловьев. К 2025 году таким образом планируется задействовать порядка 105 тысяч волонтеров. Им достанутся не только новые навыки и знания, но и поощрения в виде учета волонтерских часов.
Реализация этой инициативы уже началась: на днях ВОИР, выступающее одним из ее операторов, совместно с РУДН на портале SCIENCE-ID открыло прием заявок от ученых, предпринимателей и потенциальных волонтеров на проект «Интегральный кампус вуза»: он позволяет рассчитать «зелёный индекс» университета и получить рекомендации по улучшению экологической обстановки. Вскоре все сервисы и инструменты платформ для профессионального научно-технического сообщества будут интегрированы в домен «Наука и инновации» на платформе «ГосТех».
Туристы-исследователи
Помимо этого, планом предусмотрена поддержка летних школ для молодых ученых, преподавателей, аспирантов и студентов, а также серия форсайтов, обучающих прогнозировать потребность общества в тех или иных технологиях. В поддержку выступает инициатива «Площадки для взаимодействия науки, бизнеса, государства и общества», название которой точно отражает ее содержание.
Путешествовать по России будет еще интереснее благодаря инициативе «Научно-популярный туризм». В соответствии с ней, в течение трех лет должно быть разработано 100 научно-популярных маршрутов не менее чем в 30 российских регионах. И здесь тоже ведущую роль будут играть университеты.
«На базе крупных вузов проводятся научные изыскания, ведется подготовка научных кадров в аспирантуре, — поясняет заведующая кафедрой туризма и культурного наследия РосНОУ Марина Войт. — Именно вузы оборудованы высокотехнологичными научными лабораториями, которые могут посещать туристы, в отличие от многих НИИ, куда доступ посторонних лиц зачастую запрещен или ограничен, а значит, ограничены возможности для проведения просветительской деятельности. Вуз — это ядро научно-просветительской деятельности. А функция научного туризма как раз и заключается в информировании общества о достижениях науки в наглядной форме».