В России запустят нацпроект по беспилотникам. Президент Владимир Путин поручил до 1 сентября утвердить детали нацпроекта и учесть его как приоритет в бюджете. О том, как будет развиваться отрасль будущего, Объясняем.рф рассказал профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, руководитель департамента бизнес-информатики Евгений Зараменских.
Технологический суверенитет
Уже сегодня в России существует молодой, но достаточно крупный рынок гражданских беспилотных авиационных систем. По данным журнала «Эксперт», в 2022 году этот рынок оценивался в 50 млрд рублей. По прогнозам аналитиков, его объем может достичь 1 трлн рублей уже в ближайшие годы.
Этих целей удастся добиться во многом благодаря активной цифровизации экономики и интеграции новых технологий во все сферы производства.
Взаимная выгода
«Российский бизнес и отечественные производители беспилотников сегодня идут навстречу друг другу», — считает Зараменских.
Крупные предприятия продолжают исследовать потенциал беспилотников и оценивать возможности их применения. Производители же сфокусированы на разработке БПЛА, все более эффективных как с технической, так и с экономической точки зрения.
Господдержка отрасли
Дополнительный толчок к стремительному росту рынка беспилотников даст широкий спектр мер государственной поддержки. Владимир Путин уже обозначил, что нацпроект будет приоритетным для бюджета.
«Намерение сформировать в России полноценную отрасль по производству гражданских БПЛА — это ответ на глобальную потребность в обеспечении технологического суверенитета. По данным Минпромторга, в России насчитывается порядка 100 компаний, занятых в сфере производства гражданских беспилотников», — сказал Зараменских.
Области применения беспилотников
Можно ожидать, что спрос на гражданские БПЛА со стороны российских компаний будет увеличиваться. Это связано с тем, что у беспилотников имеется высокий экономический потенциал. Их можно эффективно применять в различных областях и сферах жизни.
Так, в сельском хозяйстве гражданские беспилотники позволяют сократить расходы на средства для защиты растений более чем на 12% и увеличить сбор урожая на 10-30%. В ближайшие годы именно агродроны смогут занять до 40% рынка гражданских БПЛА.
Гражданские беспилотники активно применяются и в электроэнергетике. Прежде всего, для мониторинга состояния объектов энергетической инфраструктуры. Инспекция линий электропередачи с помощью БПЛА позволяет снизить риск возникновения аварийных ситуаций в 8 раз.
Схожая ситуация наблюдается и в области экологического мониторинга: там гражданские БПЛА позволяют выявить в 4 раза больше нарушений при сохранении прежней численности персонала.
Значительный экономический эффект наблюдается в области картографии и кадастрового учета, где гражданские БПЛА позволили снизить стоимость работ на 20% и помогли экспертам обнаружить множество земельных участков, ранее не поставленных на учет.
При этом сегодня имеет место недостаток данных, необходимых для зондирования Земли. Западные спутниковые группировки не представляют российским организациям полноценный доступ к соответствующей информации. Для решения этой проблемы также могут использоваться гражданские авиационные беспилотники.
Колоссальный, но пока еще не раскрытый потенциал гражданских БПЛА наблюдается в сфере логистики. В частности, в доставке на участке «последней мили», который чаще всего является наиболее затратным для предприятий. «Почта России» и «Русдронопорт» сегодня тестируют доставку посылок до конечного потребителя при помощи беспилотников, используя для этой цели дронопорты-почтоматы.
Еще одна ключевая для логистики область применения гражданских БПЛА — доставка грузов в труднодоступных регионах России. Природные условия, сложный ландшафт и недостаток транспортной инфраструктуры могут сделать наземную доставку невозможной, а доставку при помощи пилотируемых летательных аппаратов — чрезвычайно затратной. Эта проблема потенциально может быть решена за счет гражданских БПЛА, способных перевозить габаритные и тяжелые грузы.
Крайне востребованными окажутся и медицинские беспилотники, которые потенциально могли бы расширить возможности по транспортировке пациентов в условиях слабой транспортной доступности.
Какие сложности предстоит решить?
«Нынешняя геополитическая обстановка ограничивает возможные рынки сбыта беспилотников. Отечественный производитель может столкнуться с барьерами при попытке предложить свою продукцию иностранному потребителю», — отметил Зараменских из ВШЭ.
Кроме того, предстоит решить вопрос импортозамещения. При годовом объеме рынка России в 32 тысяч аппаратов (без учета сверхлегких беспилотников) порядка 20 тысяч из них — это импортные БПЛА. К тому же в отечественных беспилотниках присутствует доля зарубежных комплектующих. Чтобы улучшить ситуацию, надо повысить объемы локализации комплектующих по отрасли. Прежде всего, речь идет об электрических двигателях и микроэлектронике.
Все эти задачи будут решаться в рамках нацпроекта по беспилотникам, благодаря которому отрасль будет активно и эффективно развиваться.