Небесный сейф: как компании переходят на российские облачные сервисы

15 апреля
Сотрудники в офисе
Андрей Любимов/РБК/ТАСС

Когда Microsoft и Amazon объявили о блокировке доступа к своим облачным сервисам на территории России, это не стало сюрпризом. Многие компании заранее озаботились переходом на отечественные аналоги, чтобы обезопасить накопленную информацию и не подвергать рискам рабочий процесс. Объясняем, какие решения предлагают российские разработчики и чем наши облака отличаются от заграничных.

Если был готов


Облачный сервис — это цифровой репозиторий, по типу банковской ячейки. Он предоставляет доступ через интернет к вычислительным ресурсам, например к накопителям для хранения данных, к инструментам для обработки информации или даже к конкретному ПО. Интерес к облакам подстегнула пандемия: многие перешли на удаленку с полноценным доступом к офисному компьютеру и корпоративным коммуникациям из любой точки страны.

По оценке Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИТ), практика использования облачных технологий в России росла в течение последних пяти лет, причем в различных вариациях — от хранения данных до аренды мощностей. Новые ниши открылись после ухода с рынка иностранных игроков. В Ассоциации больших данных отмечают, что за прошлый год оборот рынка облаков в России вырос почти на 40%.

«Речь не только об облачных хранилищах, которыми пользуются не более 3% фирм, но и о множестве продуктов, на них опирающихся, от Google Workspace до Microsoft Outlook, где высоко количество корпоративных пользователей, — поясняют в Группе "Деловой профиль". — Часть облачных сервисов уже заблокирована для предприятий из санкционных списков, остальные могут попасть под 12-й пакет санкций, запрещающий поставки корпоративного ПО».

Для крупных enterprise-компаний весть о решении зарубежных поставщиков услуг облачного хранения данных не стала неожиданностью, подтверждает президент компании по заказной разработке «Девелоника» (ГК Softline) Юрий Овчаренко. Microsoft и Amazon еще в 2022 году предупреждали о приостановке продаж новых продуктов и услуг, о прекращении регистрации пользователей в РФ. Тогда же о блокировке своих облачных сервисов для россиян объявили немецкая SAP и американская Oracle.

«Фактически доступ закрылся не сейчас, а когда западные вендоры ограничили продажу on-premise лицензий, — уточняет партнер Лиги Цифровой Экономики, директор направления облачных решений Михаил Бараблин. — Поэтому отключение доступа к облачным версиям продуктов почти ничего не меняет на практике».

Частным порядком


У компаний, пользующихся услугами облачных провайдеров, было время оценить риски, провести тестирование и мигрировать на российские платформы. При этом большинство опрошенных порталом объясняем.рф игроков рынка наблюдают рост доверия к отечественным решениям. А вот тем, кто откладывал переход до последнего, приходится подчас «латать» ИТ-инфраструктуру — срочно искать платформы с сервисом сопоставимого уровня, переносить и адаптировать данные и приложения, в авральном режиме обучать персонал работе с новым ПО. «Изменения бизнес-процессов, внедрение новых продуктов и заключение договоров в условиях ограниченного времени всегда приводят к дополнительным расходам», — отмечает руководитель Комитета по инновациям и технологическому предпринимательству «ОПОРЫ России» Руслан Пермяков.

В попытке отсрочить миграцию кому-то приходится искать обходные пути.

«Знаю случаи, когда организации, в том числе государственные, использовали схемы "серого импорта" для сохранения старых поставщиков услуг, — вспоминает Руслан Пермяков. — Кроме того, значительная доля бизнес-процессов велась на частных, не корпоративных аккаунтах: Google Docs по-прежнему один из часто используемых инструментов коллективной работы».

В подобных случаях возникает угроза информационной безопасности, и, чтобы ее минимизировать, приходится, опять же, прикладывать дополнительные усилия.

Гибкий ценник


Госсектор перешел на облачные технологии позже бизнеса. «До недавнего времени каждый госзаказчик предпочитал собственный Центр обработки данных (ЦОД) или ресурс для хранения данных», — поясняют в ЦКИТ. Ведь для госсектора были достаточно четко определены правила обработки и хранения информации. А множественные ограничения изначально усложняли использование зарубежных ресурсов.

«Очевидно, что и по этой причине последствия отказа в доступе к иностранным облакам могли быть более чувствительны для бизнеса, а также для ряда крупных компаний, в том числе с государственным участием, отдавшим предпочтение на определенном этапе развития информационным системам крупных зарубежных поставщиков услуг, например SAP», — рассуждают в ЦКИТ.

По данным ЦКИТ, доля российских решений в классе систем ERP, предназначенных для автоматизации бизнес-процессов, среди крупнейших госкомпаний превышает 90%. В целом же у этих компаний доля использования облачных решений не так существенна: на 2024 год совокупные расходы на использование облаков запланированы в объеме 1,3 млрд рублей, все — на отечественные продукты.

В SaaS-сегменте (облачные технологии, которые позволяют использовать программное обеспечение онлайн без установки на компьютер) зависимость от импортного ПО по-прежнему остается высокой. Куда проще дела обстоят у IaaS-сегмента (решения для размещения инфраструктуры в облаке путем аренды облачных серверов).

«В IaaS-сегменте отечественные облачные сервисы развивались в условиях жесткой конкуренции с ведущими игроками глобального рынка, — поясняют в "Деловом профиле". —  Поэтому технические характеристики сервисов во многом не уступают уходящим брендам, а по скорости работы даже опережают. К тому же отечественные провайдеры готовы предоставлять корпоративным клиентам скидки и проводят более гибкую ценовую политику, чем иностранные».

«Российский рынок не слишком ориентирован на облачные системы, за исключением IaaS и услуг связи, — уточняет Михаил Бараблин. — Остальные облачные сервисы в SaaS-исполнении не так востребованы, поэтому меньше представлены на рынке».

По мнению эксперта, в популярных сегментах в любом случае достаточно предложений даже для компаний, которые работают по сертификатам Федеральной службы по техническому экспорту и контролю (ФСТЭК). Сертификат подтверждает должный уровень защиты ИТ-продукта, с помощью которого обрабатывают, например, персональные данные, государственную тайну, конфиденциальную (служебную) информацию. Есть и облачные решения для более простых задач.

Золотые резервы


В «золотой резерв» российских облаков входят «Ростелеком-ЦОД», Cloud.ru, Yandex Cloud, Mail.ru Cloud Solutions, Softline Cloud, облако «1С» от Selectel, ЦОД Крок, предоставляющий возможность защищенного хранения. На базе CloudMTS реализуется проект «Мой офис», включающий пакеты «Частное облако» и «Защищенное облако». В нынешнем году, по данным «Делового профиля», разработчик должен получить от «Росатома» 1,85 млрд рублей для создания платформы работы с документами и почтовой системы в единой облачной инфраструктуре. 

Облачный бизнес капиталоемкий, создание облачной платформы требует немалых инвестиций. «При переходе на эти решения вырастет, к сожалению, цена, — сетует Руслан Пермяков. — Требуются дополнительные затраты на оборудование и логистику в условиях санкций».

Вместе с тем цена определяется рынком. «Рынок облачных ресурсов очень конкурентный, а дефицита предложения нет, — рассуждает руководитель департамента развития сервисов ГК Softline Борис Шойхет. — В России достаточно облачных провайдеров, которые обеспечивают возможность доступа российским заказчикам к облачной инфраструктуре, расположенной на территории РФ».

Рост затрат и волатильность рубля сказывается на стоимости «железа», расценки хостеров позволяют экономить.

«По цене на данный момент российские сервисы находятся в рынке, — отмечает директор по маркетингу и коммуникациям цифровой платформы "Ракета" Дарья Зубрицкая. — Кроме того, за российские сервисы проще платить, и издержек на оплату меньше».

По оценке собеседницы, наиболее чувствительны к изменениям средние бизнесы, которые могли не проработать резервный план и поэтому вынуждены тратить ресурсы не на развитие дела, а на переход на отечественные облачные решения.

Вопрос привычки


«Если говорить об уходе зарубежных вендоров в контексте простого облачного хранения данных, размещения собственной ИТ-инфраструктуры, бизнес-приложений, то в этой области задач технологии в России, действительно, развиваются лучше, чем за границей, — признают в "Девелонике". — У потребителя большой выбор, куда мигрировать».

Но с точки зрения заказной разработки или систем, которые были созданы на базе технологий и решений западных облачных провайдеров либо их партнеров, ситуация сложнее.

«Облачные сервисы уходящих провайдеров обладают более развитым функционалом, поскольку предоставляются множеству пользователей на условиях так называемой коллективной аренды, в то время как российские провайдеры предоставляют "голые" серверные мощности, которые компания должна сама настроить под себя», — отмечают в «Деловом профиле».

«Вопрос удобства — это вопрос пользовательских привычек, которые формируются крупными игроками и меняются в зависимости от обстоятельств», — парирует Борис Шойхет.

«Тем не менее множество приложений, которые работали на облачных платформах, стали бизнесу недоступны, — подчеркивает Юрий Овчаренко. — ИТ-рынок потерял возможность использовать конкретные приложения и программные продукты, которые расположены в облаке, а еще — ряд компонентов некоторых решений. Это различные сервисы, базы данных, low-/no-code платформы, другие элементы больших ИТ-систем».

Отечественный бизнес уже сократил до исторического минимума присутствие таких вендоров в своих процессах, но до полного покрытия их функционала еще далеко.

«Для пользователей в первую очередь может поменяться функциональная составляющая сервисов: отечественные облака не повторяют иностранные точь-в-точь, — уточняет Дарья Зубрицкая. — Также изменится поддержка: для кого-то она будет более удобной, а кому-то придется привыкать к новому формату и более скромной базе знаний по сравнению с иностранными аналогами: там она успела накопиться за длительную историю развития сервисов».

В свою очередь, в Лиге Цифровой Экономики убеждены, что по соотношению цена — качество отечественные облака уже сейчас не уступают зарубежным. «Западные аналоги часто имеют больше дополнительных возможностей, но это не является существенным преимуществом», — уверен Михаил Бараблин.

Вышли на плато


Сейчас у зарубежных операторов обслуживаются в основном те, кто осуществил длительную предоплату, отмечают в Группе «Деловой профиль». Большинство компаний уже перевели свои системы на отечественные cloud-сервисы, и ажиотажного спроса больше не наблюдается.

Спрос на облачные услуги в любом случае будет расти, убеждены в Ассоциации больших данных. В 2023 году Россию охватил бум на дата-центры — строительство ЦОД, притормозившееся из-за санкций, запускается вновь. С развитием ИИ и генеративных нейросетей увеличился спрос на серверы с графическими ускорителями (GPU или же видеокартами). Облачные «копилки» данных становятся все объемнее, и сегодня ключевой трек — кибербезопасность.

«Необходимо на законодательном уровне обеспечить должную защиту данных как юридических, так и физических лиц — резидентов РФ, — считают в ЦКИТ. — Меры защиты в первую очередь реализовать через запрет использования зарубежных облачных ресурсов, когда речь идет о персональных данных, данных ограниченного доступа, коммерческой тайне. Субъектами регулирования должны быть не только госструктуры, но и участники рынка, работающие с такой информацией».

В таком партнерстве будет проще достичь технологического суверенитета — и на земле, и в облаках.

15 апреля 2024
Вернуться в раздел

Читайте также

Инструкция по применению: как проверить пенсионные накопления по СНИЛС

Содержим общий дом в порядке: как сменить управляющую компанию

Если значительные повреждения: что делать с порванной купюрой

Паводки в российских регионах: ответы на главные вопросы

У страха глаза велики: как справиться с волнением перед экзаменами

Доступ ограничен: как восстановить утерянную или сломанную социальную карту

Главная мотивация: что движет уроженцем ДНР, вернувшимся в республику для возрождения ее экономики

Соблюдай режим! Чем грозит нарушение больничного листа сотруднику и работодателю

Я — двойник! Как действовать, если вы оказались тезкой должника

От адаптации — к росту: ключевые заявления премьер-министра о развитии российского бизнеса на отчете в парламенте

Важные знания: что входит в квитанцию ЖКХ и как начисляют платежи

На благо граждан и страны: в Правительстве отчитались о мерах социальной поддержки россиян