Забота, уважение, справедливость: как работает фонд «Защитники Отечества»

10 июля 2023
Виталий Невар/РИА Новости

Государственный фонд «Защитники Отечества», созданный по инициативе Президента России Владимира Путина, осуществляет содействие в получении ветеранами спецоперации и семьями погибших бойцов необходимой социальной, медицинской, психологической и юридической помощи. Особое внимание уделяется предоставлению нуждающимся медицинской реабилитации, а также их профессиональному переобучению — это способствует адаптации людей, прошедших тяжелые испытания, к мирной жизни.

Начальник управления по работе с регионами государственного фонда «Защитники Отечества» Мария Костюк объяснила, как работает эта организация, кому и каким образом предоставляется необходимое социальное сопровождение, почему работа в фонде — непростое, но очень благодарное дело.

— Насколько фонд оказался востребован?

— Фонд с первых дней показал свою значимость и необходимость. Только за первую неделю работы мы зафиксировали более 5 тыс. обращений. А по итогам первого месяца — более 60 тыс. обращений.
К нам обращаются из всех регионов. Конечно, помощь фонда нужна всей стране, но набольший запрос идет от новых регионов, в частности от жителей Донецкой и Луганской народных республик.

— Кто чаще обращается в фонд и по каким вопросам?

— Работаем с нашими ветеранами и их семьями. Больше, конечно, запросов от членов семей. Им в основном требуется психологическая поддержка, и фонд сегодня может оказать такую помощь. Самые востребованные направления именно психологическая помощь, а также юридическая: оформление земельных участков, документов, удостоверяющих статус ветерана, признающих те или иные заслуги. Кроме того, фонд помогает с поддержанием в порядке документов, которые есть. Очень часто бойцы приходят и не имеют при себе удостоверений, подтверждающих тот или иной статус, и фонд этим занимается.

У защитников Отечества и их семей сейчас много вопросов. В фонде они нашли некую отдушину, то самое «одно окно», где можно получить необходимые разъяснения: узнать про выплаты и предоставление отпуска, льготы, которые положены или возможны. Родственники военнослужащих, мобилизованных, добровольцев уточняют условия поддержки своих семей. Сотрудники фонда отвечают на все эти вопросы. Мы находим возможность помочь всем, так как понимаем, насколько значима сегодня эта работа: если люди идут к нам, значит, поддержка им необходима.

Основная категория, нуждающаяся в многосторонней помощи, — это демобилизованные защитники Родины, которые в свое время выполнили воинский долг, но по тем или иным причинам сегодня уже не могут это делать. И фонд как раз занимается тем, чтобы они продолжили полноценную мирную жизнь, были нужны обществу, смогли найти себя — трудиться, применять свои знания и навыки, также служа Отечеству.

Когда у них есть желание переобучиться и начать трудиться в новой сфере, то с этим тоже помогаем. Словом, если считать, кто больше обращается, то правильно сказать: обращаются все.

В частности, сегодня мы уделяем большое внимание тем семьям, чьи родственники-военнослужащие пропали без вести. Это история беззащитности, невозможности что-то изменить, но юридическая и психологическая помощь помогает людям настроиться и верить, что их близкий человек вернется.

— Как выстроена работа центрального офиса фонда и филиалов в регионах?

— Мы уделяем особое внимание работе фонда в регионах: выезжаем, общаемся с сотрудниками наших филиалов, оказываем методическую, организационную помощь. Там, на местах, мы видим очереди перед кабинетом юридической помощи, понимаем, сколько человек записывается на консультации и по психологической помощи. Поэтому разговариваем с регионами о том, чтобы увеличить число сотрудников, способных оказывать психологическую помощь прямо в фонде. На эту услугу сейчас очень большой запрос.

Важно, что ни один регион не отказывает нам в поддержке. Губернаторы помогли организовать деятельность филиалов фонда, региональные власти активно включаются в работу.

— Как выстроена работа социальных координаторов?

— Сегодня в филиалах фонда работает более 3 тыс. координаторов. Напомню, 3 апреля было объявлено о создании фонда, а 1 июня он уже начал работать — всего через два месяца. Очень короткий срок, за который должна была заработать целая организация. Мы создали специальные программы для социальных координаторов, заранее готовили их к работе. Но началась практика, и мы видим, на что сейчас — с учетом первого опыта — надо обратить внимание.

Для наших координаторов очень важна история проактивной повестки. Они не сидят на местах и не ждут, когда к ним кто-то придет — сами идут в семьи, чтобы оказать помощь, поддержать. Нам важно дать понять подопечным, что они члены семьи героя, и им нужно помочь во всем, сделать так, чтобы ни в чем не нуждались.

Случаются замены социальных координаторов: кто-то уходит, и это нормально, потому что некоторые просто не могут пропустить через себя такое большое количество боли. Говорят, что не ожидали. Важно осознавать, кто перед тобой — это защитник нашего Отечества, и, пока он находился там, мы здесь спокойно жили. Он сделал все, чтобы нас защитить, и мы сегодня должны сделать все, чтобы вернуть его к мирной жизни. И то же самое мы говорим про семьи. Они отдали самое важное и значимое в их жизни. Для всех семей важно, что общество ценит этот подвиг. И тут особая роль именно социальных координаторов — необходимо не просто расположить к себе, а сделать все возможное и оказать реальную поддержку.

— Есть ли временные стандарты по оказанию помощи?

— Все зависит от ситуации. Есть вопросы, которые можно решить за 20 минут, просто пообщавшись, а есть пролонгированные ситуации. Например, оформление статуса ветерана боевых действий. Если защитник Отечества сам пришел и у него все документы на руках, это быстрая процедура. Но очень часто каких-то документов не хватает: что-то сгорело, что-то недополучили, что-то нужно восстанавливать. И во все это включается социальный координатор.

Он до финального решения вопроса сопровождает защитника или семью, пока не будет достигнут результат, к которому они идут.

Основное условие работы у нас — это результат. Мы смотрим, стараемся не затягивать. Если есть тяжелые истории, то подключается и центральный офис, межведомственные комиссии, которые созданы на всех территориях субъектов. У нас с ними налажено оперативное, четкое взаимодействие. Мы еженедельно «сверяем часы» по обращениям, по проблемам, которые возникают в общении, движению документов, работе тех или иных ведомств. Действуем единым механизмом, чтобы нашим ребятам были предоставлены все возможности и услуги, которые им необходимы.

— Каким принципом руководствуются сотрудники фонда в своей работе?

— Основные — уважение, забота и справедливость. Это то, с чем мы сегодня идем в семьи и общество. И на основании именно этих принципов строим свою работу. Сегодня у нас в филиалах много руководителей, социальных координаторов, сотрудников административного аппарата из числа тех, кто так или иначе связан с ребятами, участвовавшими в СВО, — их мамы, жены, сестры и братья, другие родственники, друзья. Фонд дал возможность им продолжить дело, особенно тем, у кого погибли близкие. Наши ребята там защищали мир, а мы здесь продолжаем их дело — обеспечиваем мирную жизнь тем, кто оттуда возвращается. Для нас это значимая история, и мы сделаем все, чтобы так и было.

Память и благодарность нашим сыновьям, отцам, мужьям, близким людям не позволяют и не позволят хоть на одну ситуацию закрыть глаза. Наоборот, это заставляет и мотивирует делать все, чтобы парни оказались здесь нужны, чтобы всегда были при деле и востребованы. Тот подвиг, который они совершают там, и та работа, которая будет им здесь обеспечена, — очень значимые истории.

Больше ответов на вопросы о работе фонда «Защитники Отечества» вы можете найти здесь.

10 июля 2023
Вернуться в раздел